Деловая репутация — нематериальный актив, которое представляет собой оценку компании с точки зрения его квалификационного потенциала и деловых качеств.
В экономике – разница между рыночной ценой и стоимостью материальных активов называется Гудвилл (англ. Goodwill) Гудвилл — это бренд фирмы, наработанные деловые связи, торговая марка, репутация фирмы в мире. В Российской Федерации стандартизацией оценки деловой репутации занимается Технический комитет 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий». На международном уровне – Международный технический комитет МТК ISO 289 «Оценка бренда» (ISO/TC 289 Brand evaluation).
Одним из направлений деятельности Экспертной группы «Критерий» является внедрение оценки опыта и деловой репутации в систему оценки квалификации участников государственного заказа.
Оценка опыта и деловой репутации проводится по национальным стандартам, утвержденными Росстандартом.
При оценке деловой репутации учитываются такие показатели как:
- количество лет на рынке (подтвержденных выполненным объемом работ);
- объем работ;
- материально-техническая база;
- финансовые показатели деятельности;
- кадровый потенциал;
- количество зафиксированных нарушений при выполнении контрактных обязательств;
- сроки задержек выполнения контрактов;
- арбитражная практика;
- отзывы контрагентов, упоминания в СМИ, а также дополнительные показатели в соответствии с видом деятельности организации.
В ходе проведения оценки опыта и деловой репутации, субъекты предпринимательской деятельности не только проходят всесторонний аудит, но и получают представление о возможностях развития предприятия в целях улучшения соответствующих показателей.
В России широкое распространение получила практика оценки опыта и деловой репутации подрядных организаций – участников закупок для государственных и муниципальных нужд.
Службы заказчика используют показатели рейтинга деловой репутации для оценки квалификации поставщиков.